В.П. Казначеев. Манифест

МАНИФЕСТ Председателя Ученого Совета МНИИКА академика РАМН В.П. Казначеева

Современная космология, а точнее космогония, все более устремляясь в просторы нашей галактики и Вселенной, приобретает черты человеческого измерения.
Совершенно очевидно, что именно в космогонии развиваются такие сценарии, которые необходимы для понимания сущности нашего пребывания на планете Земля, появления живого вещества и разумного человечества с формированием биосферы и антропобиосферы, нашего сознания и интеллекта.
Если обратиться к размышлениям крупнейшего космолога России К. Э. Циолковского, который представлял вселенский мир бесконечным, разумным, а наш интеллект на планете Земля — частью большого разумного Космоса, то, очевидно, и к этому возвращаются многие современные исследователи, необходимо совместить или расширить большой антропный принцип Картера, его финалистические и объектно-субъектные аспекты.
Антропное видение в космологии К.Э.Циолковского можно сформулировать так: Вселенная, оставаясь объектом, воспроизводит субъекта (множество наблюдателей) как необходимость самоотражения Вселенной и ее эволюции и сохраняет Наблюдателям условия для их существования. Этот принцип есть основа философии космогонии и, вероятно, сущности эволюции Вселенной.
Возникновение Наблюдателей нужно отнести к фундаментальным свойствам вселенской эволюции, которая, как утверждают К.Э. Циолковский и его последователи, есть процесс «самопознания», «самоотражения» всех этапов эволюции, как в макрокосмосе, его вакууме и излучениях, так и во всех элементах телесной термодинамики.


Можно допустить, что в разнообразных потоках Вселенной существуют голографические сценарии, в которых, в отличие от оптических голограмм (стабильных, запоминающих данную форму), голографические потоки взаимодействуют друг с другом и составляют в нашем современном представлении функцию космического интеллекта: самоотражения во всех формах материального, эфирного субстрата, свойств энергетических потоков возможно, сопряженных с неизвестными источниками энергии.
Космическая антропоэкология привлекает для исследований все известные закономерности эволюции Вселенной, современной философской, естественно-природной космологии, космогонии, астрофизики, планетоведения в понимание сущности человеческого измерения, разума и места человечества на нашей планете во взаимодействиях с космическим разумом. Сегодня— в программах поиска внеземных цивилизаций (в космосе и на планете Земля) — признается, прежде всего, антропоморфный вариант живого белково-нуклеинового вещества. Встает вопрос о расширении антропных принципов человеческого измерения вселенских и социально-исторических процессов на нашей планете. Через космическую антропоэкологию могут быть точнее поняты антропные принципы и новые сценарии эволюции.
Можно согласиться с идеями философии о том, что современный уровень XXI века переносит весь корпус наук из классического периода в неоклассический: сегодня зарождается постнеклассический период самой науки. По-видимому, постнеклассический корпус наук и есть выражение человеческого измерения, человеческого принципа самих антропных подходов. Напомню, что при переходе науки к изучению принципиально новых типов объектов (уникальных систем, причинами которых является открытость и саморазвитие, куда включен в качестве участника сам человек), возрастает необходимость углубленной разработки новых подходов и основ научного поиска, в том числе и целостной общенаучной картины мира.

Космическая антропоэкология принадлежит сегодня к периоду постнеклассической науки, и в этом ее новаторское и опережающее значение в современном естествознании.
В свете высказанного видения аксеологического аспекта Вселенной открывается новое понимание резервов выживания нации. До сих пор резервы здоровья нации складывались из генетических, эпигеномных, экологических, социальных процессов, мы как бы восстанавливали известные прошлые наслоения и по ним планировали изучение возможных путей раскрытия резервов. Сегодня это — лишь следствие, а само понятие резерва обогащается аксеологической, вселенской динамикой.
Как бы предвидя проблемы будущей эволюции, В. И. Вернадский в 1925 году высказывает величайшую прогнозную идею в своей лекции в Сорбонне, в Париже. Лекция называлась «Автотрофность человечества». Автотрофность человечества — это, по мысли В. И. Вернадского, такой этап в истории планеты, когда человечество как геологическая сила перейдет на возможное существование не только и не столько за счет зеленого покрова, т. е. хлорофилл содержащих растений и водорослей, но обеспечит себе питание, дыхание, интеллектуальное развитие, информацию, транспорт, коммунальные и селительные условия за счет иных синтетических или уже геокосмических технологий. Это будет следующая стадия развития планеты. И именно эта идея автотрофности человечества является сегодня, по-видимому, наиболее главной и обобщающей. Ничего равного ей, по существу, нет, если не считать некоторые работы, предрекающие просто катастрофу Земли или планету киборгов. Значит, либо суицид, либо автотрофность человечества!
«Автотрофность человечества» В. И. Вернадского опубликована в 16-м выпуске «Трудов биогеохимической лаборатории» в 1980 году. Что главное в этой работе?
Основной акцент у В. И. Вернадского состоит не в том, что человечество научится синтезировать продукты питания, ресурсы дыхания, энергетики и т.д. Это как бы отодвигается на второй план. На первый же план выступает космическая сущность живого вещества и природы самого человека. В. И. Вернадский эту сущность природы человека раскрывает на примерах изотопического спектра элементов, из которых строится живое вещество.
В настоящее время формируется новый пласт отечественной космогонии, который рассматривает стратегию эволюции планеты. В этой стратегии необходимо выделить направления, связанные с четырьмя горизонтами ресурсов, что, на наш взгляд, и составит основу планетарного выживания в целом — биосферного чехла планеты вместе с человечеством— не в виде сочетания, коэволюции или подчинения, а в качестве нового этапа планетного развития. Эти космо-геополитические процессы, соразмерные с разумным космосом и объединенным многополюсным миром, и обозначают путь к автотрофности человечества.
Таким образом, требуется разработка стратегии, которая связана с той природой коэволюции, которая, как отмечал Вернадский, пока соответствует логике нашего видения, а должна соответствовать логике фундаментальных прогнозов, заложенных в отечественном естествознании крупнейшими учеными-космистами какими являются и Циолковский, и Вернадский, и Чижевский, и Бауэр, и Козырев, и наши многие известные физики. Нельзя погасить костер новой науки, иначе Россия не сможет существовать в той исторической ситуации, в которой она сейчас оказалась. Когда Россия будет соответствовать фундаментально-стратегическим проблемам выживания планеты, только тогда она и будет признана как великая держава на нашей Земле.
В истории мировой культуры и науки, включая Россию, ее интеллект прошлого и настоящего, есть немало величайших идей и открытий с трагической судьбой, когда на взлете нового видения сложившиеся, утвердившиеся гипотезы или парадигмы отрицают вероятность или возможность предполагаемой или открытой в природе новой реакции , или нового свершения событий. Об этом не раз писал наш величайший естествоиспытатель В. И. Вернадский, 150-летний юбилей которого мы отмечаем в 2013 г. Он указывал, что на волнах научной мысли и практики роль отдельных ученых (иногда как одиночек), имеющих новое видение, погружается, как бы смывается этой волной современности. Лишь следующая волна возносит это новое явление, новое открытие до величины глобального его внедрения в науку, практику и культуру. Именно к таким свойствам и к таким особенностям нашей истории мы относим роль, личность, духовность, научное творчество, устремленность профессора А. Л. Чижевского.
В своей книге «Земное эхо солнечных бурь» А. Л. Чижевский делает исключительно фундаментальный вывод. Изучая особенности солнечной активности, состояние биосферы, интеллекта, поведения людей, он подчеркивал: «Эта особенность настолько четко обнаруживает себя, что мы нашли возможным возвести ее в степень закона, присвоив ему название закона квантитативной компенсации в функциях биосферы в связи с энергетическими колебаниями деятельности Солнца». Сегодня наступает период открытого и дальнейшего развития сущности этого закона, описанного А.Л. Чижевским.
Крупнейшим вкладом в развитие проблем стратегического плана является обозначение В. И. Вернадским понятия живого вещества. Все вещество планеты и Космоса делится, согласно В. И. Вернадскому (это деление принято многими учеными и в отечественной, и в зарубежной космологии), на два компонента: косное и живое вещество. Наша биосфера, интеллект и вся планета входят в понятие живого вещества, хотя для представителей точных наук, в подавляющем большинстве, такая концепция оказывается ненужной и даже называется сомнительной, но появляется все больше фактов другого плана.
В 70-х годах XX века в Новосибирске (медицинский институт, позднее Сибирский филиал Академии медицинских наук) были начаты исследования по природе живого вещества. Постепенно накапливались новые данные, охватывающие большой круг явлений, которые постепенно получили мировое признание. Как следствие в 1994 году возникла идея организовать новый институт, и такой институт был создан: МИКА, в настоящее время МНИИКА-Международный научно-исследовательский институт космической антропоэкологии. Основное направление Института- изучение природы живого вещества, здоровья биосферы, человека и его интеллекта как производного живого космического пространства. Фундаментально-прикладные результаты работ МНИИКА все более и более воспринимаются и поддерживаются мировой научной общественностью. Только в 2013 г они были представлены на нескольких международных научных форумах в ОАЭ, США, Германии, Украине и опубликованы в двух европейских монографиях и нескольких научно-клинических американских реферируемых журналах.
Косное вещество эволюционирует в Космосе и на нашей планете, с определенной скоростью меняясь, негэнтропийно усложняясь. Аксиология этого процесса неизвестна. Человеческое познание (включая возможности всей приборной базы) имеет ограниченный сенсорный аппарат для восприятия внешнего мира. Исходя из того круга явлений, которые мы можем воспринять своим сознанием, вооруженным приборами, мы и исследуем косное вещество.
Как же идет процесс познания живого вещества? Какова скорость (временной лаг) его изучения? Оказывается, что скорость изучения наукой (медико-биология, гигиена, экология) этого быстро меняющегося мира начинает существенно отставать от скорости эволюции биосферно-антропогенного комплекса — чехла планеты. Скорость изменения природного живого вещества (т.е. нашей сущности) эволюционирует в заданных природой рамках. Она меняется значительно быстрее в своих бактериальных, вирусных, психоэмоциональных отношениях и трансперсональных связях, чем успевает измениться мировая научная мысль. Это отставание — феномен XX — XXI веков, о нем уже говорилось на многих международных собраниях. К сожалению, его наличие фиксируется только в философском смысле, нет глобального понимания того, что именно здесь таится главная опасность для дальнейшего существования человечества.
Сегодня мы стоим перед альтернативой: либо согласиться с парадигмой, что Космос — это мертвое тело, косное вещество и что на нашей планете в силу неизвестных обстоятельств образовалась белково-нуклеиновая жизнь, либо принять концепцию К.Э. Циолковского, поддержанную многими учеными, о том, что Космос — это живое интеллектуальное образование, что на планете формируется сочетание его отдельных живых компонентов, отнюдь не укладывающееся в рамки режима эволюции по воле игры случая, как это утверждал И. С. Шкловский.
Известный российский астрофизик Н. А. Козырев зарегистрировал очень важный феномен: с помощью модернизированного телескопа по показаниям резистора он определил место, где звезда была ранее, место, где она находится теперь и где будет в будущем (местоположение тела звезды). Ряд феноменов Н. А. Козырева был зафиксирован в работах М.М.Лаврентьева и соавторов. Исследования Н.А. Козырева официальной наукой были отвергнуты и отнесены к разряду лженауки. А ведь если разобраться, то никто так не заслуживает звания лжеученого,, как человек, тормозящий развитие истинного знания. Нельзя в области интеллекта вводить цензуру. Иначе мы погибнем. Н.А. Козырев утверждал, что в пространстве энергии времени нет тех констант, к которым мы привыкли. Если в пространстве Эйнштейна— Минковского мы можем ощущать себя, благодаря силе тяжести, электромагнитным взаимодействиям и многому другому, а также благодаря своим сенсорам, приборам и орудиям действия, как бы продолжающим сенсоры человека и его знания, то в пространстве Козырева у нас нет таких сенсоров. Только новый эмпирический материал даст нам возможность прорваться в эту область. Научные проблемы очень тесно смыкаются с вопросами этики. В пространстве Козырева, очевидно, реализуется та свобода воли и тот выбор смыслов, о котором говорил В. В. Налимов, это следует также из работ К.Э. Циолковского, В. И. Вернадского и др. В пространстве Козырева в мозгу человека, в межнейрональных взаимодействиях, возможно, реализуется «полевая форма компьютеров». Пока мы не знаем принципа действия этих «компьютеров». Может быть, это, действительно, происходит так, как утверждает В. В. Налимов, в пространстве смыслов.
Если произойдет так, что свобода воли в XXI веке будет ограничена действиями человека (в термин «свобода воли» мы вкладываем не философский смысл, а реальное пространство Козырева-Налимова— информационное поле планеты Земля), то тогда не исключено, что система живого вещества может самоликвидироваться.
Если же мировая наука воспримет российский космизм, идеи Н.А.Козырева , накопленный эмпирический материал, и сможет возвести все это на достаточный теоретический и практический уровень, то взаимодействие с полевой формой живого вещества и «симбиоз» живого вещества с электронно-компьютерными устройствами и сооружениями, которые опоясывают земной шар, смогут вновь реализовать ту свободу воли и свободу смыслов, которые предоставил для нас Космос.
Николай Александрович Козырев, выдающийся российский ученый, предложил для обсуждения несколько положений теории активных свойств времени, на основе которых может быть дано объяснение ряду наблюдаемых при изучении биологических систем явлений:
1. Время представляет собой явление природы с разнообразными свойствами, которые могут быть изучены лабораторными опытами и астрономическими наблюдениями.
2. Время кроме пассивного свойства «длительности», измеряемого часами, обладает еще активными свойствами, благодаря которым оно может воздействовать на ход событий.
3. Активные или физические свойства времени могут противодействовать обычному ходу процессов, ведущему к разрушению организованности, и поэтому быть началом, противодействующим смерти систем. Поэтому свойства времени и должны иметь особенное значение в биологических процессах.
4. Активные свойства времени,его течение и плотность, связывают весь Мир в единое целое и могут осуществлять воздействие друг на друга явлений, между которыми нет прямых материальных связей, что может объяснить факты взаимодействия биологических объектов, находящихся на большом удалении или изолированных друг от друга» (Н. А. Козырев,1991,с.384).
В серии наших ранних работ (1989—1994) было показано, что дистантно-информационные взаимодействия между людьми относятся к космопланетарным явлениям. С использованием специальных устройств, так называемых «зеркал Козырева» (патент РФ № 2122446, патентообладатель МНИИКА ) на севере Красноярского края в пос. Диксон (73°З0 минут с. ш.), в зоне, где, по предположению Н. А. Козырева, время изменяет свой ход на обратный, был выявлен парадокс «дистанционно-временного опережения», когда образная информация воспринималась людьми за несколько часов или даже суток до момента формирования на компьютере программы передачи и ее трансляции оператором из «пространства Козырева». Эти факты были получены при периодических космопланетарных событиях: солнечном затмении 22 июля 1990 года и при встрече Юпитера с кометой Шумейкеров — Леви в июле 1994 года.
Становится допустимым предположение, что человек и его интеллект периодически входит в зону многокоординатных пересечений пространств Эйнштейна — Минковского, где скорость света постоянна (в физическом смысле), и энергии — времени Козырева, где скорость света бесконечна. Динамика этих двух пространств реализуется через голографическую структуру Вселенной, под которой понимается голограмма не физической природы, а природы пространства энергии — времени Козырева.Это подтверждают и результаты последнего проекта МНИИКА, осуществленного в Армении 11 августа 2013 г. совместно с группой армянских исследователей, возглавляемой В.Г. Геворкяном, которые были представлены нами на научно-практической конференции в Кирове. Таким образом, новым приближением к природе космопланетарного интеллекта является понятие голографической Вселенной Козырева (В. П. Казначеев, 2008).
Вопросы о природе живого вещества, об интеллекте и этических нормах их научного исследования, о будущем человечества впервые были поставлены в 1989 г. в Мичиганской декларации (США), затем еще раз сформулированы на международном интернет-семинаре в 2001 г. и опубликованы в нашей монографии в 2004 г (В.П.Казначеев, А.В. Трофимов, 2004). Мы повторяем эти оставшиеся актуальными вопросы через 10 лет и хотим вернуться вместе с вами к поиску ответов на них:

1. КОСНОЕ И ЖИВОЕ ВЕЩЕСТВО ПЛАНЕТЫ- ЭТО ОДИН ИЛИ ДВА ЕСТЕСТВЕННО-ПРИРОДНЫХ ГЕОКОСМИЧЕСКИХ ФЕНОМЕНА? КАКОВЫ ИХ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ТЕРМОДИНАМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ?

2. КАКОВЫ СВОЙСТВА ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ В ЭТИХ ГЕОКОСМИЧЕСКИХ ФЕНОМЕНАХ НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ, ДРУГИХ КОСМИЧЕСКИХ ТЕЛАХ И В КОСМОСЕ?

3.КАКОВЫ МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАКИХ ГЕОКОСМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ КАК ХАОС, УПОРЯДОЧЕННОСТЬ, ПОРЯДОК, КАКОВА ДИНАМИКА ЭНТРОПИИ И НЕГЭНТРОПИИ? АДЕКВАТНЫ ЛИ В ЭТОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СОВРЕМЕННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ «СИСТЕМЫ» И «ИНФОРМАЦИИ»?

4. КАКОВА ГЕОКОСМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА КЛЕТКИ И ИНТЕЛЛЕКТА НА ЗЕМЛЕ, ДРУГИХ КОСМИЧЕСКИХ ТЕЛАХ И В КОСМОСЕ? ОПРАВДАНА ЛИ ГИПОТЕЗА АНТРОПОКОСМИЗМА?

5. НАСКОЛЬКО ВЕЛИКИ ВОЗМОЖНЫЕ ПРЕДЕЛЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПОЗНАНИИ СОБСТВЕННОЙ ПРИРОДЫ ( ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ГЕОКОСМИЧЕСКОГО ЖИВОГО ВЕЩЕСТВА И РАЗУМА)?

6. КАКОВЫ ПЕРСПЕКТИВЫ ПРАКТИКИ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ, ПРОГНОЗЫ ВЫЖИВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА И ЭВОЛЮЦИИ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ НА XXI ВЕК?

7. В ЧЕМ СОСТОЯТ ПУТИ АВТОТРОФНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА?

Дорогие коллеги, я приглашаю вас, в канун 2014-го, юбилейного для МНИИКА года ( 20 лет) вернуться к дискуссии по обозначенным вопросам! Как наш Институт пытается найти решения этих и других важнейших задач, о том, каковы результаты наших научных поисков вы сможете узнать из материалов сайта МНИИКА.
Сохранение живого вещества и биосферы на планете Земля — проблема не только планетарного масштаба, она входит в сферы понимания космической природы жизни.. На этом створе сосуществования настоящего и будущего на Земле, сохранения человечества в космическом пространстве в эпоху сложных переходов от технократии, через некросферу- к новому пониманию выживания, и должны выстраиваться задачи и предметы новых исследований в области космической антропоэкологии, создаваться и воплощаться новые международные междисциплинарные научные проекты XXI века. Таков наш исследовательский Манифест и Обращение молодым ученым будущего!

АКАДЕМИК РАМН В.П. КАЗНАЧЕЕВ, декабрь 2013 г.